Заикание у детей: причины и лечение

Заикание у детей причины и лечение Детская рубрика

Заикание у детей имеет множество причин — от генетических дефектов, нарушений развития и хронических заболеваний до тяжелых эмоциональных состояний.
Оно может быть особенно неприятным для детей школьного возраста, потому что мешает межличностным отношениям и снижает самооценку, что может еще больше усугубить дефект.

Заикание у детей причины и лечение

Что такое заикание

Заикание — это расстройство речи, характеризующееся частым повторением звуков, удлинением слогов, слов и фраз, а также выраженными паузами, так называемые блоки и колебания речи, которые нарушают ритмичный и плавный поток речи.

Развивающие игры для детей приобретайте прямо сейчас!

В МАГАЗИН

Обычно заикание у маленьких детей является нарушением развития, которое начинается в возрасте 3 лет, когда ребенок учится говорить, абстрактно мыслить и строить предложения.

Заикание в раннем детстве характеризуется эпизодической задержкой речи — периоды сильного заикания чередуются с относительно плавной речью.

Отсутствие или неправильное лечение заикания у детей может перейти в хроническую форму с дополнительными симптомами: соматическими, такими как мигание век, дрожание рук, потливость, напряжение лицевых мышц, ухудшение речевых затруднений и даже длительные речевые блокировки, на психическом фоне может возникнуть, например нервозность, стресс, стыд, разочарование, беспокойство.

Причины возникновения заикания у детей

Заикания у ребёнка

Заикание у детей дошкольного возраста — довольно распространенное явление. Зачастую, это результат несоответствия между тем, что ребенок думает и хочет сказать, и возможностями его речевого аппарата. Такая проблема у детей требует систематической и комплексной работы, чтобы дефект не стал постоянным.

Заикание в развитии у детей 3-летнего возраста является обычным явлением и обычно возникает из-за недостаточной координации движений в артикуляции, фонации и дыхательных мышц.

Это может иметь форму заторможенности:

  • синтаксической — частые исправления и повторение союзов и местоимений;
  • семантической — паузы, блоки и междометия звуков «а», «у», «е»;
  • артикуляции — перетаскивание звуков, изменение темпа речи.
  • Факторы риска заикания в раннем детстве и у школьников включают:
  • наследственную предрасположенность по ближайшей семейной линии;
  • генетические дефекты и заболевания, а также перинатальные расстройства, например церебральный паралич, умственная отсталость;
  • внутренние и внешние условия, например, низкая самооценка, цейтнот, боязнь сцены, публичные выступления, давление со стороны сверстников;
  • нарушение слуха, например, глухота или потеря слуха.

Заикание у детей может стать приобретенным расстройством в результате события или прогрессирующего неврологического заболевания. Этот тип заикания также может быть вызван психогенными факторами, такими как травматический опыт — например, тяжелая утрата, или реакция на обширную физическую травму.

В этой форме не наблюдается никаких вторичных симптомов, а само заикание принимает форму повторения частей слов или звуков.

Комментарий!
Заикание у двуязычных детей в основном вызвано недостаточными языковыми навыками и все еще нарушенной способностью синхронизировать один из них. Это часто проявляется в сочетании слов и создании собственных новых слов.

Заикание у детей: лечение

Терапия заикания

Лечение заикания по любой причине — это многомерная и зачастую трудоемкая процедура, в которой от родителей требуется терпение и всестороннее сотрудничество.

Терапия заикания направлена на три типа лечения:

  • косвенное — улучшение беглости речи путем воздействия на домашнюю среду, личность ребенка, языковые и моторные навыки речевого аппарата, лицевых мышц и всего тела, например, обучение родителей общению с ребенком, гипнозу, релаксации, логоритмике, фармакотерапии, физические упражнения;
  • прямое — тренировка беглости речи, т.е. упражнения и соответствующие методы;
  • комплексное — результат двух вышеперечисленных методик, выполняемых в соответствии с разработанной программой совершенствования с учетом теоретических предположений, схем упражнений, целей и показателей эффективности.

Заикание у детей: логопедические упражнения

Заикание у детей причины и лечение

В группу базовых упражнений по заиканию у дошкольников и младших школьников входят:

  • ритмичная речь, в т.ч. произношение многосложных, двусложных и трехсложных слов в такт метронома; упражнение иллюстрировано картинками;
  • теневой метод, ребенок повторяет слова прочитанного терапевтом текста с задержкой не более двух слов;
  • инструментальное кондиционирование, то есть поощрение беглой речи и наказание за заикание;
  • развитие языковых навыков от простых коротких предложений до более длинных утверждений с помощью упражнений: дыхание, пение, имитация, спонтанная речь, медленная и продолжительная речь или так называемые заикание более плавное.

Рекомендации!
Терапию заикания у детей следует вводить как можно скорее на многих уровнях функционирования: дома, в школе или детском саду, в специальных медицинских центрах с логопедами.

Логопед Светлана Васильевна
Логопед Светлана Васильевна
Задать вопрос

Поделиться с друзьями
Стелла
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Женский журнал Stella
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Открыть чат
Напишите сообщение