Чтобы узнать, почему маленький ребёнок заикается, надо выяснить, когда это началось. Заикание у детей имеет множество причин — от генетических дефектов, нарушений развития и хронических заболеваний до тяжелых эмоциональных состояний. Оно может быть особенно неприятным для детей школьного возраста, потому что мешает межличностным отношениям и снижает самооценку, что может еще больше усугубить дефект.
Что такое заикание
Заикание — это расстройство речи, характеризующееся частым повторением звуков, удлинением слогов, слов и фраз, а также выраженными паузами, так называемые блоки и колебания речи, которые нарушают ритмичный и плавный поток речи.
Развивающие игры для детей приобретайте прямо сейчас!
Обычно заикание у маленьких детей является нарушением развития, которое начинается в возрасте 3 лет, когда ребенок учится говорить, абстрактно мыслить и строить предложения.
Заикание в раннем детстве характеризуется эпизодической задержкой речи — периоды сильного заикания чередуются с относительно плавной речью.
Отсутствие или неправильное лечение заикания у детей может перейти в хроническую форму с дополнительными симптомами: соматическими, такими как мигание век, дрожание рук, потливость, напряжение лицевых мышц, ухудшение речевых затруднений и даже длительные речевые блокировки, на психическом фоне может возникнуть, например нервозность, стресс, стыд, разочарование, беспокойство.
Почему маленький ребёнок заикается
Когда ребёнок дошкольного возраста заикается — довольно распространенное явление. Зачастую, это результат несоответствия между тем, что малыш думает и хочет сказать, и возможностями его речевого аппарата. Такая проблема у детей требует систематической и комплексной работы, чтобы дефект не стал постоянным.
Заикание в развитии у детей 3-летнего возраста является обычным явлением и обычно возникает из-за недостаточной координации движений в артикуляции, фонации и дыхательных мышц.
Когда ребёнок в раннем возрасте заикается, то это может иметь форму заторможенности:
- синтаксическую — частые исправления и повторение союзов и местоимений;
- семантическую — паузы, блоки и междометия звуков «а», «у», «е»;
- артикуляции — перетаскивание звуков, изменение темпа речи.
Факторы риска заикания в раннем детстве включают:
- наследственную предрасположенность по ближайшей семейной линии;
- генетические дефекты и заболевания, а также перинатальные расстройства, например церебральный паралич, умственная отсталость;
- внутренние и внешние условия, например, низкая самооценка, цейтнот, боязнь сцены, публичные выступления, давление со стороны сверстников;
- нарушение слуха, например, глухота или потеря слуха.
Причина, по которой ребёнок заикается с раннего возраста, может стать приобретенным расстройством в результате события или прогрессирующего неврологического заболевания. Этот тип заикания также может быть вызван психогенными факторами, такими как травматический опыт — например, тяжелая утрата, или реакция на обширную физическую травму.
В этой форме не наблюдается никаких вторичных симптомов, а само заикание принимает форму повторения частей слов или звуков.
Лечение детей от заикания
Лечение заикания по любой причине — это многомерная и зачастую трудоемкая процедура, в которой от родителей требуется терпение и всестороннее сотрудничество.
Терапия заикания направлена на три типа лечения:
- косвенное — улучшение беглости речи путем воздействия на домашнюю среду, личность ребенка, языковые и моторные навыки речевого аппарата, лицевых мышц и всего тела, например, обучение родителей общению с ребенком, гипнозу, релаксации, логоритмике, фармакотерапии, физические упражнения;
- прямое — тренировка беглости речи, т.е. упражнения и соответствующие методы;
- комплексное — результат двух вышеперечисленных методик, выполняемых в соответствии с разработанной программой совершенствования с учетом теоретических предположений, схем упражнений, целей и показателей эффективности.
Логопедические упражнения
В группу базовых упражнений по заиканию у дошкольников и младших школьников входят:
- ритмичная речь, в т.ч. произношение многосложных, двусложных и трехсложных слов в такт метронома; упражнение иллюстрировано картинками;
- теневой метод, ребенок повторяет слова прочитанного терапевтом текста с задержкой не более двух слов;
- инструментальное кондиционирование, то есть поощрение беглой речи и наказание за заикание;
- развитие языковых навыков от простых коротких предложений до более длинных утверждений с помощью упражнений: дыхание, пение, имитация, спонтанная речь, медленная и продолжительная речь или так называемые заикание более плавное.